Быстрое развитие технологий НБИК — нанотехнологий, биотехнологий, информационных технологий и когнитивных наук — порождает возможности, которые уже давно являются предметом научной фантастики. Болезнь, старение, даже смерть — всем этим человеческим реалиям стремятся положить конец вышеперечисленные направления. Они могут позволить нам наслаждаться «морфологической свободой» — мы могли бы принимать новые формы с помощью протезирования или генной инженерией. Или расширить наши познавательные способности. Мы могли бы использовать нейрокомпьютерные интерфейсы, чтобы связаться с продвинутым искусственным интеллектом (ИИ).

Нанороботы могли бы бродить по нашему кровотоку, наблюдая за нашим здоровьем и влияя на наши эмоциональные склонности, радости и прочие увлечения. Достижения в одной области часто открывают новые возможности в других, и эта «конвергенция» может привести к радикальным изменениям нашего мира в ближайшем будущем.

Трансгуманизм — это идея о том, что люди должны превзойти свое нынешнее естественное состояние и ограничения с помощью технологий, принять контролируемую эволюцию. Если рассматривать историю технологического прогресса как попытку человечества укротить природу, чтобы лучше удовлетворить свои нужды, трансгуманизм будет логичным продолжением: пересмотреть природу человечества, чтобы лучше удовлетворить его фантазии.

Но есть и более темная сторона у наивной веры, которую Пирс и его сторонники сохраняют в трансгуманизм. Совершенно непонятно, когда мы станем тем самым transhuman, сверхлюдьми, трансчеловеком. Вероятнее всего, технологии переплетутся с нами и незаметно сольются с человеческим телом. Технологии уже давно считаются продолжением нашего «я». Многие аспекты нашего социального мира, не в последнюю очередь наши финансовые системы, в значительной степени опираются на работу машин. Очень многое предстоит узнать из процесса эволюции гибридных систем человек — машина и многому можно научиться.

Однако утопический язык и ожидания, которые окружают и формируют наше понимание этого развития, вызывают вопросы. Глубокие изменения, которые лежат впереди, часто понимаются очень абстрактно, потому что эволюционные «улучшения» кажутся настолько радикальными, что игнорируют реалии существующих социальных условий.

Поэтому трансгуманизм становится своего рода «техно-антропоцентризмом», в котором трансгуманисты зачастую недооценивают сложность наших взаимоотношений с технологиями. Они видят в этом управляемый, податливый инструмент, который, при правильной логике и научном упорстве, можно повернуть в любую сторону. Но ровно в той степени, в которой технологическое развитие зависит и отражает окружающую среду, в которой появляется, в той же степени оно возвращается обратно в культуру и создает новую динамику — зачастую незаметно.

Таким образом, трансгуманизм нужно рассматривать в общем социальном, культурном, политическом и экономическом контексте, чтобы понять, насколько все это этично.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here